Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки – это полонез «Прощание с Родиной», более известный как «Полонез Огинского» (теперь эту музыку в формате mp3 можно скачать бесплатно, ссылка указана в конце статьи).

Из названия уже понятно, кто написал полонез Огинского – польский композитор Михал Клеофас Огинский (Michal Kleofas Oginski), хотя многие россияне ошибочно пишут название данного музыкального произведения как «Полонез Агинского», путая композитора Огинского с Агинским Бурятским автономным округом.

И чтобы уж до конца разобраться с названиями, внесём ещё одно уточнение – по правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия – «Полонез Огинского» и «Полонез Огиньского» – одинаково правильны.

Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую – полонез «Прощание с Родиной» обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.

История создания полонеза Огинского «Прощание с Родиной» такова:

В конце XVIII века сильные в военном отношении государства считали совершенно нормальным и вполне естественным навязывать свою волю государствам более слабым, используя в качестве предлога для вооружённого нападения что угодно (и в начале XXI века абсолютно ничего не изменилось).

Так вот, в роли сильных государств в конце XVIII века оказались Пруссия, Австрия и Российская Империя, а в роли более слабого оказалось то государство, которое обычно называют «Польша», хотя его полное официальное наименование звучало так: «Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского».

«Речь Посполитая» в переводе с польского и старобелорусского означает «республика», и это было союзное государство, состоявшее из двух частей – Короны Королевства Польского, куда входили территории нынешних Польши и Западной Украины, и Великого Княжества Литовского, куда входили территории нынешних Литвы, Белоруссии, Центральной и Восточной Украины.

Кстати, в Великом княжестве Литовском государственным языком наряду с польским и литовским был также западнорусский (старобелорусский) язык, и многие руководители по своей этнической принадлежности происходили из западных русинов (предков нынешних белорусов).

Одним из таких руководителей стал Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся «Великий подскарбий Великого княжества Литовского» – по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов.

Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской Империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.

Австрия, Пруссия и Российская Империя с 1772 года начали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название «разделы Польши», представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.

К 1793 году в результате таких «разделов» Австрия, Пруссия и Российская Империя оттяпали от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов.

Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние «олигархи», которых называли «магнатами», наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.

И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов).

Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на свои личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова «Свобода. Стойкость. Независимость».

Восстание под руководством Костюшко и Огинского напоминало действия зверя, загнанного в угол – это был акт последнего, отчаянного, беспримерного мужества, однако совершенно бесполезного и не имевшего ни малейшей надежды на успех. Силы были слишком неравны.

В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство фактически ликвидирована (формально прекратила своё существование в следующем году), сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать – по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда – в Италию, и поселился в Венеции.

Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез «Прощание с Родиной» (по-польски – «Pozegnanie Ojczyzny»). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского.

Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого, казалось бы, навсегда распрощался.

В 1810 году Михал Клеофас Огинский был даже назначен тайным советником и сенатором Российской Империи, однако высшие государственные должности не смогли заглушить в нём тоску по утраченной независимости его Родины.

Огинский понял, что не может видеть, как по его родной земле ходят победители, ему невыносимо было осознавать, что той его Родины, какая она была раньше, уже нет, и больше никогда не будет. И он не мог заставить себя служить победителям, хотя к нему относились очень доброжелательно.

Поэтому в 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех российских государственных должностей, и вернулся в своё имение. Впоследствии он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.

Как становится понятным из истории его написания, полонез Огинского «Прощание с Родиной» символизирует расставание с Родиной во всех смыслах – и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной.

И вот что особенно важно – написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез «Прощание с Родиной» стал именно той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.

В Российской Империи полонез Огинского стал одной из самых популярных мелодий. Русский писатель Фаддей Венедиктович Булгарин пишет в одном из своих писем: «Кто же не знает полонеза Огинского?». Русский художник Илья Ефимович Репин изобразил Михала Клеофаса Огинского на картине «Славянские композиторы», которая установлена в фойе Большого зала Московской консерватории. В одном из репинских писем есть такие строки об Огинском: «Имя его известно всей России».

Полонез Огинского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах.

Первый фильм, снятый в 1971 году, так и называется – «Полонез Огинского». Речь в нём идёт о польском музыканте, который бежал в Белоруссию после захвата немцами Польши в 1939 году, а когда немцы захватывают и Белоруссию, он начинает помогать белорусским партизанам.

Второй фильм – это фильм 1990 года «Попугай, говорящий на идиш», рассказывающий о польском еврее, точно так же из-за нападения немцев вынужденном покинуть Польшу. В этом фильме полонез Огинского звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огинского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, выдвигались даже предложения сделать эту музыку польским государственным гимном. Полонез Огинского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Кстати говоря, польский писатель Антоний Ленкевич выдвинул версию, что полонез «Прощание с Родиной» написал не Михал Клеофас Огинский, а его дядя Михал Казимир Огинский, который в 1771 году, точно так же, как впоследствии его племянник, участвовал в восстании против российского вмешательства в дела Речи Посполитой, и тоже был вынужден бежать за границу. По версии А. Ленкевича, полонез «Прощание с Родиной» был написан Михалом Казимиром Огинским в Париже в 1773 году.

Однако никаких убедительных доказательств того, что полонез «Прощание с Родиной» написал Михал Казимир Огинский, а не Михал Клеофас Огинский, не имеется, и другими исследователями и музыкальными историками версия Антония Ленкевича не поддерживается.

Если говорить о чисто музыкальных особенностях, то полонез – это особый жанр музыки, возникновение которого в Речи Посполитой относится к XVII веку. Полонез как мелодия предназначался сначала для торжественного танца-шествия, также называемого «полонез», а затем оторвался от этого танца, и стал просто музыкой ради музыки.

Для полонеза характерны медленность, иногда торжественность, иногда грустность. Полонез М. Огинского «Прощание с Родиной» как раз относится именно к таким, грустным образцам полонеза.

Полное авторское наименование полонеза Огинского, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор «Прощание с Родиной».

Полонез Огинского написан для исполнения на фортепиано, и хотя создавались различные его аранжировки для симфонического оркестра, скрипки и органа, авторский вариант для фортепиано является самым удачным.

Полонез М. Огинского – это необычайно грустная мелодия, очень соответствующая своему названию – «Прощание с Родиной», и некоторые вполне серьёзные и солидные люди говорили мне, что когда они начинают слушать полонез Огинского, у них на глазах появляются слёзы. К концу мелодии постепенно появляются некоторые торжественные нотки, но они не меняют общей минорной тональности произведения.

Полонез «Прощание с Родиной», написанный Михалом Клеофасом Огинским, уже больше двух столетий остаётся самым известным и самым популярным в мире произведением польской классической музыки, и это одна из лучших инструментальных мелодий за всю музыкальную историю человечества.

Если хотите послушать полонез Огинского «Прощание с Родиной», скачать эту музыку в формате mp3 можно бесплатно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа