Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro)

Испанский композитор Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro), вошедший в историю музыки под неофициальным титулом «король пасодобля», родился 16 мая 1873 года в небольшом испанском городе Калатаюд (Calatayud), в провинции Сарагоса, историческая область Арагон, в семье руководителя оркестра.

Музыкальная наследственность благотворно повлияла на ребёнка, и уже в 7 лет он пел в детском церковном хоре базилики Святого Гроба Господня, а в 9 лет выступал на сцене в составе оркестра, играя на флейте.

В 15-летнем возрасте Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) начал писать музыку, а в 17 лет он стал дирижёром оркестра «Banda de Musica de Daroca».

Когда же юному дирижёру и композитору исполнилось 19 лет, его призвали в армию. Однако испанским военкомам хватило ума не губить молодой талант армейской рутиной типа «упал-отжался», и Паскуаля Маркина Нарро отправили служить в военном оркестре в полку «Регимьенто Лучана», расквартированном в Барселоне.

Военная музыка настолько увлекла Паскуаля, что он после «дембеля» поступил учиться в Барселонскую музыкальную муниципальную консерваторию, а затем вернулся в армию.

В 1901 году 28-летний Паскуаль Маркина Нарро стал дирижёром военного оркестра в полку инженерных войск, находившемся в испанской столице Мадриде.

Помимо чисто военно-музыкальных мероприятий, этому полковому оркестру разрешали давать концерты для гражданских лиц, и даже выезжать на гастроли за рубеж. Такая в испанской армии была демократия.

В 1914 году Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) стал параллельно с руководством военным оркестром ещё и директором Театра Сарсуэлы (сарсуэла – это такая испанская оперетта).

Паскуаль Маркина Нарро написал множество музыкальных произведений, но особенно хорошо ему удавалась музыка в испано-цыганском стиле «пасодобль», и его даже стали называть «rey del pasodoble», что в переводе на русский означает «король пасодобля». Это, кстати, наводит на параллель с советским композитором Оскаром Строком, которого называли «король танго».

За одно из своих произведений Паскуаль Маркина Нарро был удостоен английской государственной награды «Крест ордена Виктории». А произошло это в связи со следующей историей:

В 1913 году испанский король Альфонс XIII женился на английской принцессе Виктории Евгении Баттенберг.

В немецкой фамилии английской принцессы нет ничего удивительного – в Британии и тогда правила, и сейчас правит королевская династия немецкого происхождения. Фамилия королевской семьи изначально была Сакс-Кобург-Гот, а их ближайшей родственной линии – Баттенберг.

В 1917 году, во время войны с Германией, венценосные немцы решили всем доказать, что они самые английские в мире англичане, и Сакс-Кобург-Готы переименовали себя в Виндзоров (в честь королевского Виндзорского замка), а Баттенберги просто перевели свою фамилию с немецкого на английский, и стали называться Маунтбаттенами (что в переводе означает «гора Баттен», гора по-немецки – «berg», по-английски – «mount»).

В 1947 году Филипп Маунтбаттен (бывший Баттенберг) женился на Елизавете Виндзор (бывшей Сакс-Кобург-Гот), ставшей в 1952 году королевой Великобритании Елизаветой II. Такое вот «близкородственное скрещивание» по-королевски.

Кстати говоря, английские короли-немцы были отнюдь не первыми, кто попытался доказать свою «исконность» отказом от немецких названий. За три года до Сакс-Кобург-Готов, в 1914 году, сразу же, как началась война с Германией, российский император Николай II, который был немцем по крови на 99 с лишним процентов, решил доказать народу, что он самый русский, но так как фамилия у него уже была русская от рождения (Романов), то он переименовал столицу Российской Империи, заменив немецкое название «Санкт-Петербург» на русское «Петроград».

Однако вернёмся в Испанию.

Специально к свадьбе Альфонса XIII и Виктории Евгении Баттенберг, Паскуаль Маркина Нарро написал песню, представляющую собой некое попурри из испанского «Королевского марша» («Marcha Real») и английской «Боже, храни королеву» («God save the Queen»), за что благодарные родственники невесты и удостоили его британским орденом.

Однако самым известным творением Паскуаля Маркина Нарро, за которое он получил не королевскую награду, а народную любовь и признание по всему миру, стал пасодобль «Espana Cani» («Испанский цыган»), написанный им в 1925 году.

Короли умирают, награды их забываются, а музыка продолжает жить вечно. Но к сожалению, сами композиторы, как и все люди, тоже смертны.

Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) скончался 13 июня 1948 года в Мадриде, в возрасте 75 лет. В честь него названы улицы в испанских городах Картахена, Калатаюд, Сарагоса, Овьедо и Монтилья.

Однако лучшим доказательством того, что покойного композитора помнят и любят, и не только в одной Испании, является тот факт, что главное произведение его жизни – пасодобль «Espana Cani» – до сих пор исполняется во всех странах мира, и эта музыка стала своего рода визитной карточкой Испании и одним из символов испанской музыкальной культуры.

Статья по теме:

Знаменитый пасодобль «Espana Cani» – испанская или цыганская музыка?

Биографии
История
Музыка
Природа