Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

На собственной свадьбе композитор Мендельсон
обошёлся без «Свадебного марша»

2 июня 1847 года в англиканской церкви Святого Петра в городе Тивертон, графство Девон, на юго-западе Англии, происходило венчание Дороти Кэрью и Томаса Дэниэла.

Жених и невеста были люди простые, никому неизвестные, и про эту свадьбу никто и никогда бы не вспомнил, если бы на ней впервые в истории не прозвучал в качестве свадебной музыки знаменитый «Свадебный марш», написанный германским композитором Феликсом Мендельсоном (эту музыку в формате mp3 можно скачать бесплатно, ссылка в конце статьи).

Однако собственная свадьба Феликса Мендельсона проходила вообще без всякой музыки, да и «Свадебный марш» изначально не предназначался для того, чтобы слушать его на свадьбах.

Жизнь дирижёра и композитора Феликса Мендельсона фактически проходила в командировках – он постоянно ездил по разным городам Германии, Великобритании, Италии и Франции, куда его приглашали на гастроли, и думать о свадьбе ему было просто некогда, пока в 1836 году он не приехал в германский город Франкфурт, откуда происходит знаменитая семья Ротшильдов.

27-летний Мендельсон прибыл во Франкфурт для того, чтобы дирижировать оркестром Хора Святой Сесилии, и давать благотворительные концерты для больных. И надо же было такому случиться, что в период работы с Хором Святой Сесилии Мендельсон познакомился со своей будущей женой, которую тоже звали Сесилия!

Вольный город Франкфурт от других немецких городов отличался тем, что там жила большая община французских гугенотов – протестантов, изгнанных из Франции в 1685 году.

Среди франкфуртских гугенотов наиболее влиятельным считалось семейство Суше де ла Дюбуасьер, и одной из видных его представительниц была Вильгельмина Элизабет Жанрено (урождённая Суше де ла Дюбуасьер), внучка Жана Даниэля Суше де ла Дюбуасьер, бывшего главы гугенотской общины Франкфурта, и вдова гугенотского пастора Огюста Жанрено, умершего в 1819 году.

У Огюста и Элизабет Жанрено была младшая дочь, которой на момент смерти отца было всего два года, а ко времени знакомства с Феликсом Мендельсоном исполнилось 19 лет. Звали её Сесилия Шарлотта Софи Жанрено. Именно ей было суждено стать женой композитора, чьё полное имя звучало как Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди.

Взгляните на портреты молодого Феликса Мендельсона и его будущей жены Сесилии Жанрено:

Германский композитор Феликс МендельсонСесилия Жанрено, жена Феликса Мендельсона













Композитор уже в те годы был знаменитостью, «звездой», как сейчас бы сказали, поэтому его приглашали в гости в лучшие дома Франкфурта. И однажды он был приглашён в фамильный дом семейства Суше де ла Дюбуасьер, расположенный в Старом Майнцском переулке возле городских ворот Франкфурта. Именно в этом доме проживала с детьми вдова пастора Жанрено.

Таким образом 27-летний Феликс и 19-летняя Сесилия познакомились, и полюбили друг друга с первого взгляда.

В одном из женских журналов была опубликована романтическая история, в которой утверждалось, что Мендельсон познакомился с будущей супругой в лесу на пикнике, и было ей 17 лет. Однако в иностранных источниках ничего подобного не содержится. Знакомство произошло дома, а не в лесу, и Сесилии было не 17, а 19 лет.

Более того, знакомство на пикнике было невозможно даже теоретически. Среди гугенотов по части взаимоотношения полов были столь суровые нравы, что впору сравнивать с исламскими фундаменталистами, и вдова гугенотского пастора никогда и ни при каких обстоятельствах не отпустила бы дочку на пикник с компанией посторонних мужчин.

По этим же причинам никакие внебрачные отношения между Феликсом и Сесилией были в принципе невозможны, и они, поняв, что влюблены, стали готовиться к свадьбе.

Однако здесь возникло препятствие религиозно-конфессионального свойства. Мадемуазель Жанрено, как уже говорилось, была гугеноткой. Кстати, гугеноты – это простонародное название, а официально эта религиозная община именовалась как Французская реформатская церковь.

Феликс Мендельсон был рождён в иудейской семье, однако, когда мальчику было 7 лет, его семья приняла крещение в Лютеранской церкви, так как его отец, банкир Авраам Мендельсон, хотел путём крещения добиться более лёгких условий для ведения бизнеса.

Браки между представителями разных религиозных общин не допускались, так что либо жениху, либо невесте требовалось поменять веру. Гугеноты от своей веры никогда и ни при каких условиях не отказывались, а для Мендельсона это было уже не впервые, и он перешёл из Лютеранской церкви во Французскую реформатскую.

9 сентября 1836 года пара обручилась, а 28 марта 1837 года во Французской реформатской церкви города Франкфурта состоялось венчание Феликса Мендельсона и Сесилии Жанрено, при этом по гугенотской традиции на свадьбе не было вообще никакой музыки.

После свадьбы Сесилия Жанрено взяла фамилию мужа, и стала Сесилией Мендельсон-Бартольди. Семья переехала в Лейпциг, и счастливо там прожила в течение 10 лет, родив пятерых детей (три сына и две дочери).

В 1843 году, через 6 лет после свадьбы, композитору Ф. Мендельсону заказали написание музыки для постановки пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». По сюжету этой пьесы там происходит свадьба, поэтому специально для сцены свадьбы Феликс Мендельсон написал «Свадебный марш» в тональности «до мажор», который значится в списке его музыкальных произведений как «Опус 61».

Что интересно, музыку для пьесы «Сон в летнюю ночь» Мендельсон писал уже во второй раз в жизни – первый раз он это сделал ещё в 1826 году, в 17-летнем возрасте, и в первый раз никакого «Свадебного марша» или какой-то другой специальной музыки для сцены свадьбы он тогда не написал, видимо, в 17 лет юноша о свадьбе даже не задумывался.

Однако в 34-летнем возрасте, на шестом году счастливого брака, он полностью переделал всё музыкальное сопровождение пьесы, и создал тот самый «Свадебный марш», под который вступают в брак миллионы людей по всему миру, не исключая и Россию.

Между тем, очень важно понимать, что Ф. Мендельсон написал «Свадебный марш» именно для постановки конкретной театральной пьесы, и вовсе не планировал использовать его в качестве музыки для реальных бракосочетаний.

Впервые идея бракосочетаться под звуки «Свадебного марша» Ф. Мендельсона пришла в голову именно Дороти Кэрью и Томасу Дэниэлу, о которых говорилось в самом начале статьи.

Учитывая, что композитор Мендельсон приезжал в Великобританию на гастроли в начале мая 1847 года, за месяц до свадьбы, не исключено, что новобрачные не просто слышали его музыку, а даже лично видели автора, и решили использовать «Свадебный марш» не для театральной, а для реальной свадьбы именно по этой причине.

Однако не обошлось без трагедии.

Первая свадьба под звуки марша Мендельсона состоялась 2 июня 1847 года, а 4 ноября того же года композитор умер от инсульта в возрасте 38 лет. Третий сын Феликса Мендельсона, которого тоже звали Феликс, умер 16 февраля 1851 года в возрасте 8 лет, так как не смог до конца оправиться после перенесённой кори.

Сесилия пережила мужа и третьего сына ненадолго, и скончалась от туберкулёза 25 сентября 1853 года, в 36-летнем возрасте, оставив сиротами четверых детей (двух сыновей, 15 и 12 лет, и двух дочерей, 14 и 8 лет). Воспитание и содержание детей-сирот взял на себя их дядя, брат покойного композитора, Пауль Мендельсон.

Трагедия семьи композитора не помешала дальнейшему использованию его музыки в качестве свадебной мелодии. И это правильно. «Свадебный марш» является лучшим памятником любви Феликса Мендельсона и Сесилии Жанрено.

25 января 1858 года имел место второй случай в истории, когда «Свадебный марш» Ф. Мендельсона использовался во время реального, а не театрального, бракосочетания. Это произошло на свадьбе английской принцессы Виктории, старшей дочери знаменитой королевы Виктории, и наследника прусского престола, кронпринца Фридриха Вильгельма.

Принцесса Виктория познакомилась со знаменитым композитором ещё в детском возрасте: Феликс Мендельсон во время гастролей по Англии в мае 1847 года был приглашён в королевский дворец, и исполнял свои произведения специально для королевской семьи, в том числе и для 7-летней принцессы.

Однако кронпринц Фридрих Вильгельм был поклонником другого немецкого композитора, Рихарда Вагнера, и настаивал на том, чтобы во время свадьбы звучал «Свадебный хор» – фрагмент из оперы Вагнера «Лоэнгрин», премьера которой состоялась в 1850 году.

В результате жених и невеста нашли компромиссное решение, и во время бракосочетания принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Вильгельма 25 января 1858 года прозвучали оба произведения – «Свадебный хор» Вагнера играли, когда жених и невеста входили в церковь, а «Свадебный марш» Мендельсона – когда они выходили оттуда, уже став мужем и женой.

Под влиянием этой исторической свадьбы исполнение во время бракосочетаний специальной свадебной музыки стало общепринятым, и в западных странах закрепилась следующая традиция: во время входа новобрачных в церковь или во дворец бракосочетаний исполняется «Свадебный хор» Рихарда Вагнера, а во время выхода – «Свадебный марш» Феликса Мендельсона.

После Второй мировой войны в некоторых странах Европы, например, во Франции, отказались от свадебной музыки Вагнера (так как его произведения очень любил слушать Гитлер), и на регистрации брака в мэриях теперь звучит только «Свадебный марш» Мендельсона. Однако хотелось бы отметить следующее: музыка не виновата в том, что её любил послушать какой-то злодей. Если Гитлер мыл руки перед едой, это ведь не повод для того, чтобы в знак протеста отказаться мыть руки и ходить с грязными руками, не так ли? Вопрос исключительно в том, какая музыка подходит для свадебной церемонии больше, чем другие мелодии.

Какая из двух упомянутых свадебных мелодий лучше – «Свадебный марш» Феликса Мендельсона или «Свадебный хор» Рихарда Вагнера – дело музыкального вкуса, и у каждого человека он разный, поэтому в конце статьи даны ссылки для скачивания обоих произведений, так что можете сами сравнить.

Кроме композиций Вагнера и Мендельсона на Западе изредка используются и другие варианты свадебной музыки. Так, на свадьбе британского принца Чарльза и Дианы Спенсер звучал «Марш принца Датского» Иеремии Кларка, на еврейских свадьбах исполняются мелодии «Барух Хаба» и «Симан Тов», а на свадьбах шотландских горцев – гэльская мелодия «Свадьба Мэйри».

В СССР свадебная музыка получила распространение только с 1959 года, когда в стране стали строить Дворцы бракосочетания. До этого считалось, что музыка и торжественность на свадьбах – это буржуазные предрассудки, которые революционному пролетариату ни к чему. И только благодаря реформам Н.С. Хрущёва в СССР стали относиться к свадьбе не только как к формальной регистрации брака, но и как к торжественной церемонии, которая должна запомниться на всю жизнь.

Использовать на советских церемониях бракосочетания «Свадебный хор» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» было невозможно по идеологическим соображениям, так как Вагнер, как уже говорилось, был любимым композитором Гитлера (хотя сама музыка в этом не виновата). Поэтому общепринятой брачной мелодией в Советском Союзе стал «Свадебный марш» Феликса Мендельсона. После распада СССР традиция сохранилась и в России, и в странах СНГ.

Скачать «Свадебный марш» Феликса Мендельсона в формате mp3 можно бесплатно на этом сайте.

Скачать «Свадебный хор» Рихарда Вагнера в формате mp3 можно бесплатно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа